КЛАССИФИКАЦИИ МОТОРНЫХ МАСЕЛ

Вид масла  

Способ получения

Минеральное (Mineral)

Получено путем пеработки нефти

Синтетическое (Fully Synthetic)

Получено путем органического синтеза

Частично синтетическое (Semi Synthetic)

Смесь минерального и синтетического базовых масел

Свойства масел

Масло не должно иметь очень малую вязкость при высоких температурах, так как необходимо поддер­живать нужное давление в системе и создавать сма­зывающую пленку между трущимися деталями. Масло не должно иметь большую вязкость при низких температурах, так как необходимо обеспечить холод­ный запуск двигателя и прокачивание насосом по системе смазки.

Виды классификаций

Масла классифицируют по следующим системам:

  • ГОСТ 17479.1-85 (Россия);
  • SAE (Общество Автомобильных Инженеров США);
  • API (Американский Институт Нефти - США);
  • ILSAC (Международный комитет по одобрению и стандартизации смазочных материалов);
  • АСЕА (Ассоциация Европейских Конструкторов Автомобилей, заменившая ССМС с 1996 г.).

 

Классификация SAE

Класс (по вязкости; чем больше число, тем больше вязкость)

Обозначение (« W » - от слова winter – зима)

Зимние (6 классов)

SAE 0W, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W

Летние (5 классов)

SAE 20, 30, 40, 50, 60

Всесезонные

SAE 10W-40, 15W-30 и т.д.

Соотношение между классами вязкости и рабочим диапазоном температур по SAE

Масло с маркировкой 5W - наиболее жидкое на хо­лоде, применяется в любые морозы.

Масло с маркировкой 10W обеспечивает пуск мо­тора до -30°С (применимо зимой в зоне умеренного климата).

Масло с маркировкой 15W может создать пусковые трудности при температуре около -25°С, однако при мощном стартере и хорошем аккумуляторе возможно расширение диапазона. В умеренном климате -подходящее масло для езды круглый год.

Масло с маркировкой 20W – для районов, где температура редко опускается до -20°С. Часто такое масло используется в гоночных и раллийных автомобилях.

Классификация эксплуатационных свойств API

Уровень качества масел определяется в соответствии с общепринятыми нормами классификации API (Аме­риканский Институт Нефти).

В классификации API масла разделены на группы по уровню характеристик. Обозначение групп состоит из двух букв. Первая буква указывает назначение:

  • S - для бензиновых двигателей,
  • С - для дизельных двигателей.

Вторая буква в алфавитном порядке обозначает сте­пень качества.

Большинство зарубежных моторных масел универ­сальные - их применяют как в бензиновых, так и в дизельных двигателях. Такие масла имеют двойное обозначение, например: SF/CC, CD/SF и т.д. Основ­ное назначение масла указывают первые буквы (до разделительного знака).

Для автомобилей с бензиновыми двигателями производства стран СНГ нормой является масло с уровнем качества SF по API.

Развитие классификации моторных масел API

Масла класса SG по API - это высший класс масел, изготовленных на минеральной (нефтяной) основе.

Для легковых автомобилей с дизельными двигате­лями следует применять масла классов CD, СЕ, CD/SE и т.д. Также следует заметить, что не реко­мендуется использовать в легковых высокооборотных дизелях масла, предназначенные для дизельных гру­зовиков. Для "грузовых" дизелей рекомендуется при­менять масла классов CD/SF, CE/SG, CE/SF и т.д.

Энергосберегающие  масла  обозначаются индексом ЕС (Energy Conserving) после класса API (например,  API SG/CH-4 ЕС). Такие  масла,  как правило, обеспечивают экономию топлива до 1,4%.

Также следует отметить, что классы дизельных масел дополнительно делятся на классы для двухтактных и четырехтактных дизельных двигателей; в этом случае, соответственно, в обозна­чениях дополнительно добавляется цифра II (или 2) и 4 (например, CDII, CD-2 и СН-4).

Рекомендации

  1. Ориентируйтесь на рекомендации, изложенные в инструкции по эксплуатации;
  2. Температурный диапазон, указанный на упаковке масла, носит лишь рекомендательный характер;
  3. Не оценивайте масло по цвету, поскольку большин­ство присадок в нем делают масло более темным;
  4. При тяжелых условиях эксплуатации (городские пробки, бездорожье) замену масла следует про­изводить в 1,5-2 раза чаще, поскольку масло при использовании низких передач быстрее "старится"; то же самое рекомендуется для автомобилей со старыми, изношенными двигателями;
  5. Доливать следует тот же сорт масла, который залит в двигатель, так как смешивание разных присадок приведет к значительному ухудшению свойств масла;
  6. Не смешивайте минеральные и синтетические масла, и не доливайте минеральное масло в полу­синтетическое из-за разной растворимости приса­док; такое смешивание приведет к образованию нерастворимого осадка;
  7. Добавление в масло различных препаратов может улучшить одни свойства и резко ухудшить другие, поскольку вы нарушаете точно сбалансированный пакет присадок; изменяйте состав масла только в крайних случаях.