Вид масла
Способ получения
Минеральное (Mineral)
Получено путем пеработки нефти
Синтетическое (Fully Synthetic)
Получено путем органического синтеза
Частично синтетическое (Semi Synthetic)
Смесь минерального и синтетического базовых масел
Свойства масел
Масло не должно иметь очень малую вязкость при высоких температурах, так как необходимо поддерживать нужное давление в системе и создавать смазывающую пленку между трущимися деталями. Масло не должно иметь большую вязкость при низких температурах, так как необходимо обеспечить холодный запуск двигателя и прокачивание насосом по системе смазки.
Виды классификаций
Масла классифицируют по следующим системам:
Классификация SAE
Класс (по вязкости; чем больше число, тем больше вязкость)
Обозначение (« W » - от слова winter – зима)
Зимние (6 классов)
SAE 0W, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W
Летние (5 классов)
SAE 20, 30, 40, 50, 60
Всесезонные
SAE 10W-40, 15W-30 и т.д.
Соотношение между классами вязкости и рабочим диапазоном температур по SAE
Масло с маркировкой 5W - наиболее жидкое на холоде, применяется в любые морозы.
Масло с маркировкой 10W обеспечивает пуск мотора до -30°С (применимо зимой в зоне умеренного климата).
Масло с маркировкой 15W может создать пусковые трудности при температуре около -25°С, однако при мощном стартере и хорошем аккумуляторе возможно расширение диапазона. В умеренном климате -подходящее масло для езды круглый год.
Масло с маркировкой 20W – для районов, где температура редко опускается до -20°С. Часто такое масло используется в гоночных и раллийных автомобилях.
Классификация эксплуатационных свойств API
Уровень качества масел определяется в соответствии с общепринятыми нормами классификации API (Американский Институт Нефти).
В классификации API масла разделены на группы по уровню характеристик. Обозначение групп состоит из двух букв. Первая буква указывает назначение:
Вторая буква в алфавитном порядке обозначает степень качества.
Большинство зарубежных моторных масел универсальные - их применяют как в бензиновых, так и в дизельных двигателях. Такие масла имеют двойное обозначение, например: SF/CC, CD/SF и т.д. Основное назначение масла указывают первые буквы (до разделительного знака).
Для автомобилей с бензиновыми двигателями производства стран СНГ нормой является масло с уровнем качества SF по API.
Развитие классификации моторных масел API
Масла класса SG по API - это высший класс масел, изготовленных на минеральной (нефтяной) основе.
Для легковых автомобилей с дизельными двигателями следует применять масла классов CD, СЕ, CD/SE и т.д. Также следует заметить, что не рекомендуется использовать в легковых высокооборотных дизелях масла, предназначенные для дизельных грузовиков. Для "грузовых" дизелей рекомендуется применять масла классов CD/SF, CE/SG, CE/SF и т.д.
Энергосберегающие масла обозначаются индексом ЕС (Energy Conserving) после класса API (например, API SG/CH-4 ЕС). Такие масла, как правило, обеспечивают экономию топлива до 1,4%.
Также следует отметить, что классы дизельных масел дополнительно делятся на классы для двухтактных и четырехтактных дизельных двигателей; в этом случае, соответственно, в обозначениях дополнительно добавляется цифра II (или 2) и 4 (например, CDII, CD-2 и СН-4).
Рекомендации